четверг, 2 апреля 2015 г.

Если Вы способны на это, то смейтесь!

Франсуаза Саган "Сара Бернар. Несокрушимый смех".

Легко ли писать о знаменитой личности? Что еще нового можно добавить к многочисленным  мемуарам, биографиям? Книга Франсуазы Саган о всемирно известной  актрисе Саре Бернар кардинально отличается от многих традиционных биографических книг, излагающих последовательно вехи жизни описываемого персонажа уже самой формой - диалога, переписки с умершим человеком.

 В основу идеи легла некая индусская теория, "согласно которой, когда тело окончательно обретает покой, как Вы сами заметили, то и душа может наконец спокойно лечь рядом и поразмыслить над жизнью, проведенной в его обществе, и тем самым занять себя. То есть, иными словами, под землей можно провести столько лет жизни, сколько провели на земле".

Кроме необычности выбранной формы, которая дала писательнице видимые преимущества - излагать то, что хотелось показать, то, что было интересно и близко ей самой, акцентировать внимание на определенных качествах или сторонах жизни личности Сары Бернар, не затрудняя себя переходами, напрямую задавая ей вопросы и получая (или не получая) ответы Сары, кроме необычности этой формы, в книге очень чувствуется восхищение автора этой красивой, умной, необыкновенной, талантливой женщиной. Восхищение, любовь и сожаление в том, что они разминулись во времени.
Если бы не разминулись - наверняка стали бы близкими подругами.

Какой я увидела Сару Бернар благодаря Франсуазе Саган? Несомненно - странная. Уже одно только то, что с 16 лет она спала в гробу, просто шокирует. Сара - Франсуазе:

"С шестнадцати лет по причинам, которые я объясню Вам позже, у меня в спальне стоял открытый гроб, прелестный белого атласа гроб, предмет очаровательный, прекрасно отделанный и чистый, атлас которого я меняла каждые два года, как только он желтел. Менять обивку мне приходилось постоянно по прошествии двадцати четырех месяцев, и это каждый раз разоряло меня; понятия не имею, почему обивщики мебели требуют целое состояние за эту процедуру. Представьте себе, гроб, несмотря на простоту и строгость своих линий, стоит вдвое дороже, чем целый диван".  

Сарой было обещано объяснить, почему этот гроб появился у неё, но я так и не увидела объяснения. Может быть невнимательно читала? Экстравагантность? Пойми - ка этих гениальных-талантливых людей! Благодаря этой причуде - вольной или невольной, Сара Бернар прослыла некрофилкой, хотя на самом деле этот гроб был ей что-то вроде очень уютного дивана. Она таскала его за собой почти всю жизнь, пока тот не начал разваливаться, и тогда сожгла его в саду. (может это чувство юмора такое? но нет, она говорит о том, что это была единственная по - настоящему личная вещь, и ей в нем было уютно (!) Вот ей - все просто, а тут мучайся догадками...)

Книга называется "Сара Бернар. Несокрушимый смех". Несокрушимый смех - великолепное качество этой талантливой, трагичной актрисы.
Она любила смеяться, была смешлива по натуре, видела смешное там, где другие люди по умолчанию и предположить не могли причин для смеха. Её железное здоровье и "несокрушимый смех" позволили прожить ей такую полную, яркую, и очень непростую, полную тревог, трудностей, взлетов жизнь. Она обладала дивным, несравненным голосом, с легкостью брала 2 октавы. Она дружила с лучшими, талантливейшими людьми своего времени, любила и была любима и обожаема сильными мира сего.


 /Знаменитый чешский художник Альфонс Муха  прославился именно после того, как создал афиши для спектаклей театра Сары Бернар- прим. автора блога./



После пребывания  в России, Сара вспоминает:

"Каждый день специальный поезд привозил моих московских почитателей в Санкт-Петербург, где я играла в Зимнем дворце. Именно там, когда я собиралась делать реверанс, передо мной склонился царь со словами: «Нет, мадам, поклониться надлежит мне!» 

Эта фраза произвела фурор, но Сара Бернар никогда не стала снобом, может быть как раз потому, что была умной и любила смеяться. 
"Вам известно, что свет прожекторов, который направляют нам в лицо, нередко больше ослепляет наше окружение, чем нас самих, а это означает, что у других я вызывала большее восхищение, чем у самой себя; поверьте, от этого я не испытываю ни малейшей гордости, но так уж оно есть." У меня это качество знаменитой актрисы вызывает глубокую симпатию.
Сара - актриса, перед которой преклонялся весь мир, была еще и добрым глубоким человеком. Её поведение во время Франко - прусской войны 1870-71 г.г. (стала сестрой милосердия, превратила в госпиталь свой дом)  её рассуждения о войне, человечестве:
"могу Вам сказать, что нет ничего отвратительнее войны. Ничто не может оправдать войну - нет ни провокации, ни чувств, ни обиды или даже потери, нет ничего, что может сравниться с войной. Хочется подняться в последний раз, отбросить покрывающие меня землю и травы и кричать на всех сценах мира, неважно каких: "Прекратите! Прекратите, это чудовищно! Чудовищно и недопустимо!Ничто не стоит этого ада! Ничто и никогда!" (Здесь в уста Сары Франсуаза вложила свое страстное негативное отношение к войне. Я встречалась с мнением, что она якобы пишет только о любовных отношениях. Достаточно прочитать "Рыбья кровь" Ф.Саган - книга о  Великой отечественной войне)

 "Если бы какой-нибудь обитатель другой планеты прочитал нашу историю, то наверняка воскликнул бы: «В конце второго тысячелетия обитатели планеты под названием Земля разделились таким образом: половина неумолимо умирала с голоду, а другая половина тратила три четверти своих доходов на создание того, что поможет ей уничтожить себя». И он был бы абсолютно прав! Это верх смехотворности и верх жестокости, не так ли? Можно сказать лишь одно: если мы исчезнем, то мы это вполне заслужили!"

Сара Бернар - свободная и  всегда юная. Это она сыграла в 70 лет 13 - летнюю Джульетту. Сара сыграла большое количество мужских ролей, мало кто из актрис может похвастаться подобным, тем более, когда речь идет о Вертере, Лорензаччо, Гамлете, Занетто… После успешно сыграной роли Гамлета, ее отметил сам Станиславский, назвав искусство Сары образцом технического совершенства. 

Ну и в заключение - пара цитат:
"....истина не имеет ничего общего с точностью; у нее мало общего даже с фактами! Что уж тут говорить о датах!.Не смешите меня! И обратитесь лучше к Вашему любимому Марселю Прусту: если память мне не изменяет, Время (с большой буквы «В») действительно было в его глазах единственным хозяином наших жизней, но вместе с тем и самым бестолковым, если я не ошибаюсь… "
"Жизнь огромна, и свободна, и забавна. Жизнь удивительна. В ней есть ветер, есть слезы, есть поцелуи, есть безумства, есть желания, есть сожаления. Жизнь… она далеко. А была так близко. Я и теперь еще горячо рекомендую ее Вам. А главное, поверьте, поверьте мне: если Вы способны на это, то смейтесь! Смейтесь как можно больше, потому что воистину, если был у меня дар, который дороже мне всех остальных, так это как раз тот самый несокрушимый смех."

А чтобы вы улыбнулись - фото моего кота (у меня все же появился кот!) на фоне Ф. Саган "Сара Бернар. Несокрушимый смех". Кот в тему, потому как зовут его - Париж))







Комментариев нет:

Отправить комментарий