четверг, 26 ноября 2015 г.

Книга - подарок "Русская живопись - самые загадочные и таинственные шедевры"


У меня, наверное,  наберется с десяток книг, подаренных  мне по случаю или просто так, из соображений личной симпатии)). Я называю их "книги - подарки", я очень люблю такие подарки, поскольку с каждой книгой связан образ Дарителя, как правило, человека мне симпатичного). Сегодня я хочу рассказать об одной из таких книг, которая подарена была год назад, а прочитала я её недавно - "Русская живопись - самые загадочные и таинственные шедевры", автор -составитель Вера Надеждина. 
Книга искусствоведческого характера, при этом читается легко, наполнена множеством исторических фактов, увлекательных, почти мистических, историй, биографий художников. Замечательно расширяет кругозор, позволяет глубже понять произведения живописи, замысел художника, хорошая бумага, прекрасные иллюстрации - репродукции картин, фрагменты картин, портреты художников.
 Книга охватывает период от древних времен до современности, информация представлена главами (или статьями - не знаю как верно назвать).
Я остановлюсь на некоторых моментах, которые особенно заинтересовали меня, и, возможно, заинтересуют вас, уважаемые читатели,  побудят к прочтению книги, если вы еще не знакомы с ней. Выдержки из книги будут выделены курсивом.

    Книга начинается с рассказа о древнерусских иконах и художниках, которые создавали их (статья "Мистика живописной реальности"). "Вплоть до конца XVII века иконописцы практически никогда не подписывали свои творения, главным было не имя, а сам образ". На мой взгляд, этот факт свидетельствует о высшей форме творчества и духовного развития живописцев того времени. Тем не менее, искусствоведами было установлено авторство части произведений, и составитель книги Вера Надеждина рассказывает о них читателю. Несмотря на то, что иконопись - канонический вид живописи, в каждой иконе присутствует замысел живописца, его дух, у каждого свой стиль, особенности палитры. 
Из представленных в книге иконописцев меня особенно тронули образы Феофана Грека и Андрея Рублева.


Феофан Грек. Богоматерь.
Источник репродукции
Феофан Грек. Христос Вседержитель.
источник репродукции
            Феофан Грек прибыл на Русь с купеческим караваном, или с греческой депутацией, именно поэтому его назвали греком. Это был человек высокообразованный и импульсивный, работал очень быстро, при этом во время работы мог о чем -то рассуждать. Всех в нем подкупала "разумная доброта". 
Феофан Грек был одним из наиболее активных носителей идей исихазма - аскетического монашеского учения, в основе которого лежала догма о том, что достигнув полной внутренней чистоты, человек может "обожиться", преобразившись в "земного ангела", способного воспринимать свет божественной энергии. Именно поэтому основной темой творчества Феофана Грека стала тема личного пути человека к Богу.
Во всех своих произведениях стремился воплотить зримый идеал истинно духовной жизни, которая несомненно просвечивает в облике "Донской Богоматери".
Феофан Грек. Донская Богоматерь.

Андрей Рублев (1360-1427 гг) . Почти 4 столетия имя Андрея Рублева, еще при жизни овеянное легендами, находилось в забвении.Первым вспомнил о легендарном живописце в начале XiX века Н.М. Карамзин в 5 томе "Истории государства Российского".
И только в начале XX века, когда в 1904 году началась реставрация знаменитой "Троицы", которая в то время находилась в Троицком соборе Троице - Сергиевой лавры, заговорили об одном из самых загадочных и гениальных художников в истории всего мирового искусства - монахе, чернеце, выдающемся иконописце Андрее Рублеве.

Троица
Андрей Рублев. Троица.
источник репродукции

В книге дается анализ композиции и смысла  иконы "Троица", который позволяет понять замысел художника. 

Интересен образ самого художника. Жизнь в монашестве приучила его больше молчать, чем говорить, больше думать и больше видеть.Ибо в молчаливом созерцании и рождается, открывается избранным тайна тайн  бытия.
Одной из самых заманчивых для историков гипотез в биографии Андрея Рублева остается его участие в 1380 году в судьбоносной для России Куликовской битве. Рублеву в то время было около 20 лет. Хотя доподлинно известно, что "церковных мастеров" (зодчих и художников) как правило не призывали на поле брани. Их уделом было не воевать, а созидать.
Опираясь на воспоминания монаха Епифания, искусствовед М.В. Алпатов писал, что в отличие от феофана Грека, который любил во время работы вести разные разговоры с людьми, 
"Рублев был сосредоточен, погружен в себя, немного робок, но настойчив в исканиях и в сердце своем хранил тот жар, который чем больше согревает, чем глубже он запрятан..."
      
Дионисий, Никифор Савин, Истома Савин, Назарий Савин, Симон Ушаков и С.В. Рожков - вот перечень художников - иконописцев, о творчестве  которых рассказывает эта книга.

   Далее книга переносит читателя в 1729 год - внимание к картине художника Андрея Матвеева " Автопортрет с женой". Это первый в истории русского искусства портрет с женой.

                                    Андрей Матвеев. Автопортрет с женой Ириной Степановной. 1729.

Юная женщина, жена художника, оказывается вовсе не придворная дама, а...дочь кузнечных дел мастера.
Андрей Матвеев, женившись, очевидно, по большой любви, на девушке из простой семьи, не смог обеспечить семью всем необходимым. Они жили в нужде до последних дней.
Великая сила искусства в том, что талантливый художник может оставить безысходность обыденности за рамой. Так и сделал Андрей Матвеев. Он был счастлив, женившись на любимой девушке, и он постарался передать это чувство на полотне.В реальности он не мог купить своей жене дорогое, как у знатной дамы, платье, вот и решил сделать такой подарок - на полотне.
Очень трогательно!

 Фальшивые надписи, почти детективные истории с расследованиями настоящего имени автора картин, странные портреты - увлекают читателя в  загадочный мир шедевров русской живописи.
Невероятно жизненна и таинственна история картины В.Л. Боровиковского "Портрет М.И. Лопухиной" (статья "Опасные "капризы" красавицы Лопухиной")

                                            Описание картины Владимира Боровиковского «Портрет Лопухиной»

После того, как портрет был завершен, юная Мария Лопухина вдруг начала болеть, чахнуть. Живописный образ начал в буквальном смысле "высасывать у своего прообраза" душу. Спустя три года девушка умерла.
Далее описываются мистические истории, связанные уже с самим портретом.

Есть в книге и другие истории, связанные с "портретной болезнью". ("Самая юная жертва "портретной болезни"; "Особая комната для "Ивана Грозного" и др.).

В статье  "Кипренский и Пушкин" раскрывается тайна успеха портрета А.С. Пушкина, написанного Орестом Кипренским. Портрета, который был признан  отцом Александра Сергеевича Пушкина лучшим после смерти поэта:
"Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным"
                                           Кипренский. Портрет А. С. Пушкина

Удивительно переплетаются судьбы великих людей - художников. писателей, поэтов. Так, в главе "Секрет триумфа "Последнего дня Помпеи" рассказывается не только о триумфе картины Карла Павловича Брюллова "Последний день Помпеи", но и о том, что Пушкин Александр Сергеевич, лично познакомившись с художником, выпрашивал у него понравившийся рисунок, и даже встал для этого на колени! Было это всего за 4 дня до последней его дуэли.
Рассказ же о том, какой труд проделал Карл Павлович Брюллов, чтобы написать этот шедевр ("Последний день Помпеи") вызывает восхищение и уважение!
  Традиции трудолюбия передавались в семье К.П. Брюллова из поколения в поколение. Обучаясь в Академии, он, как вспоминают современники, около 40 раз рисовал древнегреческую статую Лаокоона, семь раз копировал картину "Монах с книгой", работал так, что по окончании Академии художеств вынес "полные пригоршни" медалей.
   Вот пример для подражания!
Статья "Женщина в окне" о творчестве Василия Андреевича Тропинина немного удивила отсутствием репродукции картины, о которой собственно идет речь (при этом -  наличием множества других репродукций художника)

В. Тропинин. Женщина в окне.
Из книги читатель узнает, что портрет написан художником под влиянием поэмы М.Ю. Лермонтова "Тамбовская казначейша".

Глава "Кто не угодил будущей теще федотовского майора?" уж совсем полна мистики. Речь идет о слуховых галюцинациях от картин в семье Павла Михайловича Третьякова, известного Московского собирателя картин. Даже читать жутковато:).
Подобная статья "Чем не угодили русалкам грачи?)

Статья "Самая знаменитая марина"  о творчестве И.К. Айвазовского, его картине "Девятый вал"

                                  Aivazovsky, Ivan - The Ninth Wave.jpg
                                                                  И.К. Айвазовский. Девятый вал.
                                                                        Источник репродукци
Художник, который был в приятельских отношениях с царем Николаем I. По достоинству оценив картину "Девятый вал", Николай I не раз повторял: "Давай договоримся: я - царь земли, а ты - царь моря!"

"Слишком реальное чудо" - глава о картине Александра Андреевича Иванова "Явление Христа народу", картине, полной своих тайн, реальных персонажей, в числе которых - Николай Васильевич Гоголь и сам художник.

                                     


Горестный автопортрет в "Неравном браке" -грустная история о создании картины Василия Владимировича Пукирева, картины,  сюжет которой - автобиографичен для художника, а персонажи - реальные люди, в том числе невеста и молодой человек позади неё. 
                                         
                                                                                       источник

Картина обладает такой энергетикой, что способна оказывать влияние на людей, их решения, об этом рассказывается в книге.
    Читая книгу, невольно задумываешься о том, что над произведениями искусства время не властно, более того, некоторые из произведений, написанных в 19 веке, как бы предугадывали дальнейший ход истории (статья "Варварская пирамида" о творчестве В.В. Верещагина)  

После страстей и мистики, автор - составитель книги погружает читателя в наполненное светом творчество А.И. Куинджи и рассказывает о художнике, образ которого также наполнен светом.

роща

иней

 Виктор Васнецов с его витязями и богатырями, грустной Аленушкой; Мария Константиновна Башкирцева с её искренними. такими живыми героинями; сказочный, волнующий М.А. Врубель, Кандинский В.В., Малевич К.С. и другие художники предстают перед читателями книги - яркие личности, оставившие после себя удивительные шедевры - воплощение своих мыслей, мироощущения, духа. 
 Мне книга очень понравилась, думаю, что понравится она всем, кто интересуется изобразительным искусством. 
                                  
                                                   

4 комментария:

  1. Ольга Анатольевна, книга красивая во всех отношениях.
    Я очень люблю читать творческие истории создания произведений искусств.
    Вы так интересно анонсировали книгу, что нельзя пройти мимо неё.
    Есть информация и о моём любимом художнике - И.Айвазовском. Его картины хранятся в Государственном Русском музее, который безумно люблю (если интересно, можете почитать о нашей экскурсии: http://olgagolubeva.blogspot.ru/2014/06/5.html).
    Спасибо, Ольга Анатольевна, Вы открыли для меня интересную книгу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, очень рада, что книга понравилась. Айвазовского тоже очень люблю, как и море Черное - в любую погоду))
      Об экскурсии почитала с интересом, спасибо за ссылку! Доброго Вам дня и всего самого хорошего!)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Великолепное издание. Я очень люблю книги по искусству, тем более, если в них подробно рассказывается о произведении, авторе, упоминаются какие-либо интересные факты или мистические подробности. Спасибо за такое интересное знакомство.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Эта книга достойна внимания!))

      Удалить