понедельник, 3 апреля 2017 г.

"Авиатор", Евгений Водолазкин

Столько отзывов об этой книге, невозможно было пройти мимо... Прочитала за выходные, не отрываясь. С автором "Авиатора" уже знакома по его произведению "Лавр". Так же как и в "Лавр" - свободное перемещение во времени - пространстве, благодаря фантастическому факту (это и есть единственный фантастический момент) "оживления - разморозки" в 1999 году замороженного много лет назад (в тридцатые годы прошлого века) человека - Иннокентия Платонова. 
Всё остальное - воспоминания главного героя о прошлом веке, о своей прошлой жизни, счастливом детстве и далее -  жестоком времени массового психоза, подозрений, страха, доносов  и репрессий, вполне правдоподобно. Кажутся невозможными ужасы, которые чинили нелюди в лагерях для зк на о. Соловки, и есть ли на самом деле выжившие, пережившие этот ад? 
Но и это страдание людское не главная тема книги - главное то, как главный герой вспоминает свою жизнь, своих любимых людей - маму, отца, их голоса, любимую девушку Анастасию, шум дождя. запахи и множество подробностей, из которых и соткано наше ощущение бытия и счастья. 

Автор показывает отношение Платонова, рожденного в 1900 году (на момент "разморозки" его биологический возраст около 30 лет), к нашему времени - не нашлось ничего, что в какой -то мере потрясло бы главного героя - технический прогресс немного его удивляет, просмотры телевизионных передач шокируют бессмысленностью всевозможных шоу, игр, бесконечной рекламы и т.д. (Я примерно также отношусь к подобным зрелищам, и телевизор смотрю примерно 1 раз в год).
Встреча Иннокентия с возлюбленной Анастасией - она, оказывается, жива,  уже глубокая старушка, без сознания, в больнице, а он - молод, время остановилось для него на 70 лет, и он по прежнему её любит, рад и такой встрече. Анастасия в своем угасающем сознании хранит те же воспоминания, что и он, она - реальное подтверждение того, что та жизнь была не сном, а реальностью. В больнице Иннокентий знакомится с внучкой Анастасии, тоже Анастасией. Как разворачиваются события, что происходит с героем, в чем он находит опору и вдохновение для жизни в новом времени -  читаем "Авиатор".
Книга нашла отклик в моей душе, главный герой - очень настоящий, и его мироощущение мне близко. На мой взгляд,  книга побуждает задуматься о смысле жизни и ценить каждое её мгновенье.

10 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Я пробовала читать эту книгу онлайн. У меня не получилось дочитать до конца.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Что ж, так бывает. Я не люблю бросать начатое чтение, но если "не идет", что поделаешь...

      Удалить
  2. Можешь представить,что начала читать, потом еще раз приступалась и вот пока так недочитанный авиатор и летает)
    Но есть-таки желание дойти до финиша)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. это не так трудно в данном случае - дойти до финиша:) удачи!)

      Удалить
  3. Оленька, привет, дорогая! "Авиатора" читаю в настоящее время. Сначала шел я трудом, урывками, теперь увлекло. Напоминает по сюжету "Цветы для Элджернона". Обязательно поделюсь прочитанным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирин, привет!) Ну уж...мне кажется не напоминает..."Цветы для Элджерона" на мой взгляд, по сюжету - аналогична Булгаковскому "Собачье сердце", но...гуманнее, мягче как-то.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Наконец-то я нашла эту книгу в городской библиотеке. Прочитала и мой новый пост (от 3 августа) в блоге "Волшебный фонарик" о книге "Авиатор". Приглашаю вас в гости!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Я уже прочитала Ваш отзыв о книге

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! какая я невнимательная! Почему я раньше не знала про этот блог? Конечно, теперь я тут останусь)) Рыбак рыбака...))) С удовольствием буду читать отзывы о книгах!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Рада Вам)только стыдно перед ПЧ - последняя моя публикация - больше года прошло. Читаю, но отзывы писать не получается по времени. Постараюсь по возможности исправиться))

      Удалить