воскресенье, 26 марта 2017 г.

Необитаемый "Остров", или ревизия за пол-года

Скучаю за своим "Островом" и обществом книгочеев, но объективно обстоятельства за последние пол-года так сложились, что не находила в себе сил писать о прочитанном. Но что-то же читала! Вот и решила провести ревизию за полгода и поделиться, в каких книжных мирах я за это время побывала и -  коротко о прочитанном:
Федор Хитрук "Профессия - Аниматор", в 2 томах.;Карен Прайор "Не рычите на собаку";  Фэнни Флэг "Рождество и красный кардинал" ; Роберт Дилтс "Фокусы языка"; 
Грегори Дэвид Робертс "Шантарам"  




1.Федор Хитрук "Профессия - Аниматор", в 2 томах. 

Интерес к книге был вызван в связи с моим обучением в Школе Мульттерапии, которое приоткрыло для меня завесу над тайной анимационного искусства).

С самого начала чтения книги, буквально с предисловия, попадаешь под обаяние автора, умного, образованного, замечательного человека, талантливого аниматора (Федор Савельевич не любил термина "мультипликатор"), подарившего миру "Каникулы Банифация", "Винни Пух", "Остров" и т.д.  
Примерно 25 % первого тома,часть первая - "Как я стал аниматором", составляют автобиографические воспоминания Федора Савельевича с момента рождения 1 мая 1917 года. и по 1949 год. Читатель знакомится с семьей Федора Хитрука, с большим теплом рассказывает автор о маме, отце, двух братьях (Михаил и Владимир), приводятся семейные фотографии. Вспоминая свои детские впечатления от прочитанных сказок, Федор Савельевич рассуждает о ценности и силе воздействия сказки на душу ребенка. "Сила нравственного урока, вся система моральных ценностей должна строиться на том, чтобы ребенок сам определял меру своей ответственности. В этом отношении сказка имеет большие преимущества перед другими формами внушения: она не обвиняет впрямую, не тычет ни в кого пальцем./ Читая или слушая сказку, ребенок подсознательно проецирует поступки её героев на себя и делает выводы, а это - первый шаг к справедливости"/
значение сказки еще и в том, что она консервативна в лучшем смысле слова, она призвана стабилизировать общественный дух, изрядно пошатнувшийся от частых перемен".
Два с половиной года из- за командировки отца  семья Федора Хитрука провела в Германии, где он начинает учиться рисованию, по возвращении в Россию в 1934 году поступает в художественный техникум ОГИЗа, а в 1936 году его отчисляют за прогул. Это -то событие и стало поворотным в судьбе Федора Савельича - скрывая от родителей факт отчисления, он поступает на курсы повышения квалификации художников - графиков (уже профессионалов), здесь замечают его талант и приглашают попробовать поработать в мультстудии. 10 ноября Федор Хитрук был зачислен в штат студии в качестве стажера.Описывая свой путь становления в профессии здесь уже приводится (вполне понятно для широкого круга читателей) информация о развитии анимации, различных анимационных техниках.

Следующая часть I тома называется одноименно с книгой "Профессия - аниматор", именно по ней, как я поняла, были построены некоторые из наших вебинаров в Школе Мульттерапии (в частности - основы драматургии). Приведу фрагмент:
"В одном фильме я играл пьяного воробья. Сначала мне пришлось изучить повадки этих птиц, их движения, а затем представить себе воробья в пьяном виде и тогда уже придать ему человеческий характер. Такова природа нашего искусства - любой персонаж, будь то воробей, подушка или чайник с отломанной ручкой - в конечном итоге изображает человека, его чувства и поступки. / Невероятность факта и достоверность чувств - в этом, по моему, главная сила мультипликации"

Из 3 части первого тома "Уроки режессуры" читатель узнает о том, как снимались наши любимые мультфильмы Федора Хитрука, как рождались идеи, приходили творческие решения.
Эта же часть содержит интереснейшие лекции по драматургии и немного чисто специальных разделов - режиссерский сценарий, раскадровка, ритмический расчет фильма. 
Второй том книги "Профессия - аниматор" посвящен педагогической и исследовательской работе Федора Савельевича. В нем рассказывается о почти пятидесятилетнем опыте подготовки режиссеров и аниматоров, публикуются педагогические программы и методические разработки по режиссуре и мастерству художника-аниматора, стенограммы некоторых мастерских Хитрука на анимационном отделении Высших режиссерских курсов. В книгу вошли исследования в области теории и истории анимации ("Генеалогия анимации", "О языке анимации", "Эстетика анимационного фильма").
 Второй том читала выборочно за счет специфики материала. Очень интересный раздел этого тома - двенадцать портретов режиссеров-аниматоров: Нормана Мак-Ларена, Кэролайн Лиф, Лотты Райнигер, Фрэнка Томаса и Олли Джонстона, Бертольда Бартоша, Бретислава Пояра, Александра Татарского и др. 
Эти рассказы так меня вдохновили, что я начала просматривать и собирать видео об истории анимации и режиссерах-аниматорах  в своем блоге "Солнышко в сердце", приглашаю заинтересованных читателей заглянуть на страничку.

Кому бы я порекомендовала прочесть эту книгу (помимо тех, понятно, кто уже выбрал свой проф. путь - аниматором)? Педагогам - "послушать" мудрого собеседника; всем, кого интересует искусство анимации не только с позиции зрителя, тем, кто ищет применения своим творческим способностям в плане профессиональной ориентации, школьникам старших классов.
______________________________________________________________ 

2. Карен Прайор "Не рычите на собаку"

Эта книга "пришла" ко мне благодаря Оксане Дмитриевне, блог "Моя песочница" (спасибо, Оксана Дмитриевна!)
Она написала интересный отзыв о книге, привела самые забавные фрагменты. Лично мне чтение доставило большое удовольствие. 
Автор книги - профессиональная дрессировщица, разносторонне развитый человек (хорошо разбирается в психологии, в музыке, хорошо поет).

Метод Карен Прайор не её изобретение,  опирается на положения бихевиори́зма (англ. behaviour — поведение) — направление в психологии человека и животных; буквально — наука о поведении и способах влияния на поведение.

Заслуга Карен Прайор в том, что она  рассказала о принципах дрессировки увлекательно, с юмором.
Принцип простой - положительное подкрепление желаемого действия объекта (человека, животного или самого себя).

"Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким-либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершения этого действия.
Запомните это положение. В нем заложен секрет успешного обучения.
Существуют два вида подкрепления: положительное и отрицательное. Положительное подкрепление — это нечто, желаемое субъектом: пища, ласка или похвала. Негативное подкрепление — это то, чего субъект хотел бы избежать: шлепок, нахмуривание бровей, неприятный звук"

Кто - то скажет - "Ничего нового, всем известный метод кнута и пряника!" 
Ничего подобного, всё очень тонко, существует множество нюансов, как применять положительное подкрепление (когда, в какой дозе, в каком режиме и т.д.)

В книге множество примеров из практики дрессировщицы, примеров интересных игр, развивающих тренерские навыки, детально разбирается, почему в том или ином случае принцип не срабатывает, как исправить ситуацию. 

Приведу список содержания книги, для того, чтобы читатели блога представили структуру книги:

Предисловие автора
I. Подкрепление: лучше, чем вознаграждение
Что такое положительное подкрепление
Отрицательное подкрепление
Время подачи подкрепления
Величина подкрепления
Большой куш
Условное подкрепление
Режимы подкрепления
Исключения из правила вариативного подкрепления
Долговременные программы поведения
Суеверия: случайные подкрепления
Чего можно добиться с помощью положительного подкрепления
Организованное подкрепление
Самоподкрепление
II. Процесс выработки: формирование высших форм поведения без принуждения и боли
Что такое процесс выработки
Способы и приемы или закономерности
Десять правил выработки
Феномен Дзен
Обучающие игры
Ускорение процесса формирования: введение мишеней, подражание, моделирование
Особые ученики
А как насчет того, чтобы формировать свое поведение?
Выработка поведения без помощи слов
III. Управление с помощью стимулов
Взаимодействие без принуждения
Правила управления с помощью стимулов
Что может быть сигналом?
Интенсивность сигнала и стирание стимулов
Условные стимулы, вызывающие отвращение
Время отставления
Предвосхищение
Стимулы в качестве подкрепления: поведенческие цепи
Я выработала цепное поведение
Пример цепного поведения: обучение собаки игре в фризби (пчелку)
Генерализованное управление с помощью стимулов
Провалы преднаучения и вспышки раздражения
Применение управления с помощью сигналов
IV. Отучение: Как использовать подкрепление, чтобы избавиться от нежелательного поведения
Способы избавиться от нежелательного вида поведения
Метод 1. «Убить зверя»
Примеры применения метода 1. «Убить зверя».
Метод 2. Наказание
Чувство вины и стыд
Примеры применения метода 2. Наказание.
Метод 3. Отрицательное подкрепление
Примеры метода 3. Отрицательное подкрепление
Метод 4. Угашение
Раздражительность
Примеры метода 4. Угашение
Метод 5. Выработка несовместимого поведения
Пример метода 5. Выработка несовместимого поведения.
Метод 6. Связать поведение с определенным сигналом
Примеры метода 6. Связать поведение с определенным сигналом.
Метод 7. Выработка отсутствия определенного поведения
Примеры метода 7. Выработка отсутствия нежелательного поведения.
Метод 8. Смена мотивации
Мотивация и депривация
Примеры метода 8. Смена мотивации.
Преодоление привычек, имеющих сложный характер
Кусание ногтей
Систематическое опоздание
Вредные привычки
V. Подкрепление в повседневной жизни
Подкрепление в спорте
Подкрепление в бизнесе
Подкрепление в мире животных
Подкрепление в обществе
Примечания

Книга читается легко и привлекает желанием использовать рекомендации Прайор на практике - прежде всего попробовать "дрессировать" себя, а потом перейти на кота:)

На самом деле книга при серьезном подходе - отличное пособие для выработки полезных навыков и преодоления негативных.
_________________________________________________________________ 

3. Фэнни Флэг "Рождество и красный кардинал" - 
красивая, наивная  рождественская история с чудесами, самым главным из которых оказывается человеческая доброта. 
Главный герой, Освальд, мужчина средних лет,  узнает о том, что он безнадежно болен онкологией, ему осталось совсем немного, и он уезжает из Чикаго доживать последние дни в странное местечко Затерянный ручей. 
Здесь он встречает душевное тепло и заботу жителей, обретает друзей - в том числе птичку красный кардинал и маленькую девочку инвалида, у него начинают проявляться способности к рисованию.
 К исходу истории, не успели еще читатели как следует огорчиться и попереживать, все персонажи излечиваются от своих неизлечимых недугов, находят свою любовь, призвание и история заканчивается вполне счастливо, как и положено Рождественской сказке. 

Это единственное произведение, которое я прочла у этого автора, понравился язык, стиль изложения. 

Очень красива заключительная сцена, когда сбылись наконец ожидания тяжело болевшей и выздоровевшей маленькой  девочки - её любимая ручная птичка красный кардинал (умершая) чудом  "возвращается" к ней с целой стаей красных кардиналов.

"Бетти рывком распахнула дверь в чулан и проорала:
— Снег идет!
Очень скоро ближние и дальние соседи в более или менее неодетом виде с криками высыпали на улицу, тараща глаза. Удивляться было чему: снег продолжал падать, кардиналы буквально наводнили окрестности. Их были сотни и сотни, стайками по двадцать-тридцать штук птицы сидели на ветках, перелетали с дерева на дерево, проносились над землей. С гудящей головой — он еще и приложился, словно мало одного похмелья, — Освальд лихорадочно натягивал ботинки. Когда он все же вырвался из темного чулана на крыльцо, его поджидало новое потрясение.
В снежном безмолвии порхали красные птички.
Вот это зрелище. На фоне невесомых крупных хлопьев пурпурные кляксы — мир словно обратился в промокашку". 

От книги остается светлое впечатление, советую обязательно почитать под Рождество).
__________________________________________________________________

4. Роберт Дилтс "Фокусы языка"

Книга серии "Сам себе психолог", 
автора называют гением нейро - лингвистического программирования (НЛП);
 перевод с английского А.Анистратенко под науч. редакцией М.Гринфельда.
В тексте - множество интересных примеров и упражнений для лучшего усвоения материала. Изложение простое, психологические термины поясняются здесь же, в крайнем случае, всегда нам в помощь интернет.

Для кого нужна эта книга? Из предисловия - для тех, кто хочет научиться главному - говорить нужные слова в нужное время. Смысл в том, что определенные речевые шаблоны (паттерны) способны преобразовывать убеждения и восприятие какой -либо ситуации, кардинально меняя наши реакции на неё. Постигнув "фокусы языка" мы откроем для себя новые возможности.
Многое мы применяем неосознанно, а подобные книги дают инструмент, которым можно успешно пользоваться.
__________________________________________________________________ 

5. Грегори Дэвид Робертс "Шантарам"  

 Основой для книги послужили события собственной жизни автора (австралийского писателя) 

Главный герой — бывший наркоман и грабитель, сбежавший из австралийской тюрьмы, где отбывал девятнадцатилетний срок заключения. После некоторого времени, проведенного в Австралии и Новой Зеландии, по фальшивому паспорту на имя Линдсея Форда приезжает в Бомбей.

Благодаря личным качествам он быстро заводит знакомых и друзей среди местных жителей и живущих в Бомбее иностранцев, влюбляется в красивую умную девушку, эмигрировавшую из США  Карлу. 

Первый друг Линдсея - гид Прабакер, молодой человек из бедной крестьянской семьи. Прабакер очень обаятелен и при этом своеобразен в качестве гида - он показывает Линдсею Все стороны жизни в Бомбее: невольничий рынок, трущобы, кварталы прокаженных и т.д. При этом Прабакер беззаветно любит Индию за то, что это страна, где главное - это человеческое сердце. 
По приглашению Прабакера Линсей едет погостить к родителям друга в глухую деревню. Мать Прабакера дает Линсею имя Шантарам (мирный человек).
    
 Вернувшись в Бомбей, Линсей зарабатывает на жизнь, выступая в качестве посредника в мелких нелегальных сделках. Поселяется в трущобах, где оказывает медицинскую помощь их жителям. Заводит множество знакомств в криминальных кругах, постоянно попадает в какие - то переделки, сложные ситуации, при этом всегда сохраняет человеческое достоинство, силу духа, благородство и доброту к ближним.
Судя по размышлениям главного героя, он неплохо образован, склонен к философским размышлениям.
Претерпев множество лишений, потеряв друзей, узнав о предательстве любимой девушки, главный герой не теряет присутствия духа и расстается с читателями в философском настроении.

Честно говоря, несмотря на то, что книга  считается бестселлером, я её еле дочитала, "мучала" месяц наверное. 
_________________________________________________ 

Ну вот, пожалуй и вся ревизия - негусто для 6 месяцев, но лучше чем ничего.

5 комментариев:

  1. Ольга Анатольевна, я уже и забыла, что у вас, кроме Солнышка в сердце есть еще блог. Удивилась, увидев новый пост! Спасибо, что рассказали о книгах. Я эти книги не читала. Вдруг попадутся на моей пути...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Михайловна,"Остров" - менее официальный блог, для души) А книги, как и люди, приходят в нашу жизнь разными путями, может быть и почитаете. Спасибо за внимание к теме.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ольга Анатольевна.
    Да, соглашусь, читаем мы чаще, чем пишем отзывы...
    Я хожу раз в неделю-две в библиотеку, набираю стопку из 7-8 книг, читаю с большим удовольствием, много в этой стопке простой литературы, бывает, что хочется просто почитать - не задумываясь, легко, за один вечер.
    А Вы покупаете книги? Или берете в библиотеке, а может быть, скачиваете?
    Мне понравились Ваши отзывы, они располагают к желанию прочесть. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Жанна Витальевна! Я о таком и не мечтаю - 7-8 книг в 2 недели!)) Вы умеете организовать свое время.
      Книги некоторые покупаю, что-то покупают дочери, и мы потом все по - очереди читаем (как "Шантарам"), бОльшей частью скачиваю, это еще удобнее для моего зрения - в эл. книге можно настроить шрифт покрупнее.В библиотеке не бываю - увы, время моей работы совпадает со временем работы библиотек.
      Вам спасибо за отклик!)

      Удалить
  3. Читала Флэгг. Милая, добрая книга. Как раз под зимние дни, праздники.
    Не рычите на собаку начинала читать, но так и не закончила. Немного изменилась сфера интересов. Заинтересовала книга "Фокусы языка".
    Спасибо за отзывы.

    ОтветитьУдалить