воскресенье, 5 июня 2016 г.

Эрих Фром "Искусство любить"

       Случайно услышала интересный отзыв об этой книге,  купила, оказалось, что издана она в рубрике "Эксклюзивная классика. Книги, изменившие мир, писатели, объединившие поколения".
     "Искусство любить" была написана в 1956 г., перевод данного издания с английского - А.В. Александровой.
    Автор -    Э́рих Зелигманн Фромм (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта 1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта 1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателей неофрейдизма и фрейдомарксизма.
        Книга - не художественное произведение, и не сборник рекомендаций и советов в "изящном искусстве любви", скорее это научный труд экзистенциального толка.  Эрих Фром дал детальный анализ чувства любви во всех её видах, каких - можно определить из содержания:




Книга читается легко, доставляет истинное удовольствие следить за мыслью умного автора. Несмотря на то, что с момента написания книги прошло 60 лет, все проблемы, описанные в произведении, по - прежнему более чем актуальны. 
В самом оформлении текста - наиболее яркие мысли выделены в рамочку. Лично я это воспринимаю не очень хорошо, вроде навязывания чужого восприятия - но эти  частности уже к издателю. 
   В целом книгу всю можно разобрать на цитаты. Внимательный читатель найдет ответы на многие вопросы и непонятные ситуации в межличностных отношениях, объяснение поведения  того или иного человека.
   Я приведу некоторые цитаты, которые в общих чертах дают представление о манере изложения и, возможно, заинтересуют читателей блога прочесть эту книгу.
"Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтоб любить, уметь любить". 

"Любовь – ответ на проблему человеческого существования" 

"Что действительно существенно в существовании человека так это то, что он вышел из животного царства, из сферы инстинктивной адаптации, переступил пределы природы. 
И все же однажды оторвавшись от нее, он не может вернуться к ней; однажды он был изгнан из рая – состояния первоначального единства с природой – и ангел с огненным мечом преградит ему путь, если б он захотел вернуться. 
Человек может идти только вперед, развивать свой разум, находя новую гармонию, человеческую гармонию вместо дочеловеческой, которая безвозвратно утеряна".

"Во все времена во всех культурах перед человеком стоит один и тот же вопрос: как преодолеть отделенность, как достичь единства, как выйти за пределы своей собственной индивидуальной жизни и обрести единение". 

Далее Э.Фром анализирует в историческом аспекте, начиная от племенного образа жизни, формы преодоления людьми состояния отделенности, вызывающее у человека тревогу и страх. 

"Ответы различны. На этот вопрос можно ответить поклонением животным, людскими жертвами, милитаристским захватом, погружением в роскошь, аскетическим отречением, одержимостью работой, художественным творчеством, любовью к богу и любовью к человеку". 

. "Единение с группой является еще и ныне в современном западном обществе преобладающим способом преодоления отделенности. Это единство, в котором индивид в значительной степени утрачивает себя, цель его в том, чтобы слиться со стадом. 
      Чтобы стимулировать приспособляемость, диктаторские системы используют угрозы и насилие, демократические страны – внушение и пропаганду". 

"Единение посредством приспособления не бывает сильным и бурным. Оно осуществляется тихо, диктуется шаблоном и именно по этой причине часто оказывается недостаточным для усмирения тревоги одиночества. Случаи алкоголизма, наркомании, эротомании и самоубийств в современном западном обществе являются симптомами этой относительной неудачи в приспособлении. 

Стадный конформизм обладает только одним достоинством: он стабилен, а не периодичен. Индивид осваивает образец приспособления в возрасте трех-пяти лет, и в последствие уже никогда не утрачивает контакта со стадом. Даже похороны воспринимаются человеком как свое последнее значительное социальное дело, совершаются в строгом соответствии с образцом".
"Важно, чтобы мы знали, какой вид единения мы имеем в виду, когда говорим о любви. Или мы имеем в виду любовь, как зрелый ответ на проблему существования, или мы говорим о незрелых формах любви, которые могут быть названы симбиотическим союзом". 

Э.Фром рассматривает подробно оба варианта, начиная с "симбиотического союза", здесь читатель найдет неоднократные обращения к притчам, библии, выдержкам из трудов древних мыслителей, из произведений великого исламского поэта и мистика Руми. Рассматривается также природа садизма и мазаохизма.

Затем автор переносит внимание на первый вариант - любовь, как зрелый ответ на проблему существования человека.

"Страстное желание узнать самих себя и узнать наших ближних выражено в дельфийском призыве «Познай себя». Это основная пружина всей психологии. Но ввиду того, что желание это заключает в себе познание всего человека, его сокровеннейшей тайны, то желание это никогда не может быть полностью удовлетворено познанием обычного рода, познанием только посредством мысли. 

Даже если бы мы знали о себе в тысячу раз больше, то и тогда мы никогда не достигли бы самой сути. Мы все же продолжали бы оставаться загадкой для самих себя, а также и наши ближние продолжали бы оставаться загадкой для нас. 

Единственный путь полного знания, это акт любви: этот акт выходит за пределы мысли, выходит за пределы слова. Это смелое погружение в переживание единства. Однако познание мыслью, т. е. психологические знания, это необходимое условие для полного знания в акте любви".

"Любя, человек покидает тюрьму своего одиночества и изоляции, которые образуются состоянием нарциссизма и сосредоточенности на себе. Человек чувствует смысл нового единства, объединения, слиянности. Более того, он чувствует возможность возбуждать любовь своей любовью – и ставит ее выше зависимости получения, когда любят его – из-за того, что он мал, беспомощен, болен – или «хорош». 

Детская любовь следует принципу: «Я люблю, потому что я любим». Зрелая любовь следует принципу: «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя".
"Подлинная любовь это выражение созидательности и она предполагает заботу, уважение, ответственность и знание. Это не аффект, в смысле подверженности чьему-то воздействию, а активная борьба за развитие и счастье любимого человека, исходящая из самой способности любить".

"Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как таковому. «Разделение труда»; как называл это Уильям Джеймс, при котором человек любит свою семью, но не испытывает никакого чувства к «чужому», означает принципиальную неспособность любить".
О любви к Богу:

"Основу нашей потребности в любви составляет переживание одиночества и вытекающая отсюда потребность преодолеть тревогу одиночества посредством переживания единства. 
Религиозная форма любви, которая называется любовью к богу, в психологическом смысле не является чем-то отличным. Она тоже берет начало в потребности преодолеть отчужденность и достичь единства. 
Действительно, любовь к богу имеет так же много различных свойств и аспектов, как и любовь к человеку, и в значительной мере мы находим здесь те же самые различия".

В этой главе (о любви к Богу), Э.Фром прослеживает путь развития религий от матерински-центрированных к отцовски-центрированным, суть монотеистической религии, религиозные отношения Востока и Запада.

"Истинно религиозный человек, если он следует сущности монотеистической идеи, не молится ради чего-то, не требует чего-либо от бога; он любит бога не так, как ребенок любит своего отца или свою мать; он достигает смирения, чувствует свою ограниченность, зная, что он ничего не знает о боге. 
Бог становится для него символом, в котором человек на ранней стадии своей эволюции выразил полноту всего того, к чему стремится сам, реальность духовного мира, любви, истины и справедливости". 

"Всё в жизни, всякое мелкое и всякое важное действие, посвящены познанию бога, но познанию не посредством правильной мысли, а посредством правильного действия. Это можно ясно видеть в восточных религиях.
С точки зрения парадоксальней логики, суть не в .мысли, а в действии. Эта установка ведет к нескольким другим следствиям. Во-первых, она ведет к терпимости, которую мы находим в индийском и китайском религиозном развитии. Если правильная мысль не является высшей истиной и путем к спасению, то нет причины бороться с другими людьми, чья мысль приходит к иным формулировкам".

 "Противоположность этому составляет главное направление западной мысли. Поскольку она надеялась найти высшую истину в правильной мысли, то акцент был сделан на мышлении, хотя правильное действие тоже было признано важным. В религиозном развитии это вело к формулировке догматов, бесчисленным спорам о догматических формулировках, к нетерпимости к «не-верующему» или еретику. Далее, это вело к подчеркиванию «веры в бога», как основной цели религиозной установки".
Любовь и её распад в современном обществе.

"Объективное наблюдение за нашей западной жизнью не вызывает сомнения, что любовь – братская любовь, материнская любовь и эротическая любовь, это относительно редкое явление, и их место занято неким количеством разных форм псевдолюбви, которые, на деле, являются многочисленными формами разложения любви".

"Современный капитализм нуждается в людях, которые кооперированы в большие массы и слаженно трудятся сообща; которые хотят потреблять все больше и больше; чьи вкусы стандартизированы, легко могут быть направляемы извне и предвосхищены. Он нуждается в людях, которые чувствуют себя свободными и независимыми, неподвластными какому-либо авторитету или принципу, или совести – и при этом готовы подчиняться приказу, делать то, что от них требуют; без конфликта прилаживаются к социальной машине; ими можно руководить без применения силы, вести без ведущих, заставлять двигаться без какой-либо определенной цели – за исключением цели делать товар, быть в движении, идти вперед.

Что из этого следует? Современный человек отчужден от себя, от своих ближних, от природы. "

"Современный человек, действительно, близок к картине Хаксли, описанной в его «Прекрасном новом мире»: 
«Хорошо накормленный, хорошо одетый, сексуально удовлетворенный, но не обладающий собственным „я“, не имеющий никаких, кроме самых поверхностных, контактов со своими ближними, направляемый лозунгами, которые Хаксли сформулировал так кратко: „Кто страсти любит, тот общество губит“ или „Никогда не откладывай на завтра развлечение, которое можешь получить сегодня“ или, как коронный принцип: „Теперь каждый счастлив“. 
Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться. Развлекаться это значит получать удовольствие от употребления и потребления товаров, зрелищ, пищи, напитков, сигарет, людей, лекций, книг, кинокартин – все потребляется, поглощается. Мир это один большой предмет нашего аппетита, большое яблоко, большая бутылка, большая грудь; мы – сосунки, вечно чего-то ждущие, вечно на что-то надеющиеся – и вечно разочарованные". 

"Наш характер приспособлен к тому, чтобы обменивать и получать, торговать и потреблять; все предметы, как духовные, так и материальные, становятся предметом обмена и потребления. Там, где дело касается любви, ситуация соответствует по необходимости социальному характеру современного человека. Автоматы не могут любить; они могут обменивать свои „личные пакеты“ и надеяться на удачную сделку". 

В этой главе Э.Фром анализирует в сравнении, как представлены аспекты любви в психоаналитической системе Фрейда и Салливена, рассматривает различные варианты псевдолюбви (любовь поклонение, сентиментальная любовь, различные виды невротической любви), я не стану приводить здесь выдержки, поскольку они достаточно велики. 

"Любовь возможна, только если два человека связаны друг с другом центрами существования, а значит каждый из них воспринимает себя из глубины своего существования. Только в таком « центральном переживании» состоит человеческая реальность, только здесь жизненность, только здесь основа любви. 

Любовь, так переживаемая, это постоянный риск, это состояние не отдыха, а движения, роста, работы сообща; наличие гармонии или конфликта, радости или печали является вторичным по отношению к основному факту, что два человека чувствуют полноту своего существования, в единстве друг с другом каждый из них обретает себя, а не теряет. 

Есть только одно доказательство наличия любви: глубина отношений, жизненность и сила каждого из любящих: это плод, по которому узнается любовь".

Еще одна мысль, которая встретилась мне в этой книге, но я так и не смогла потом найти этот абзац, эта мысль о том, что передача из поколения в поколение ценностей человеческого существования, истинной способности любить важнее, чем передача знаний научного характера, потому что если эта связь прервется, рухнет 5- тысячелетняя история существования Человека.

4 комментария:

  1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Спасибо за такое подробное описание этой книги. Еще когда студентом был, то один преподаватель очень советовал прочитать, но руки так и не дошли. Теперь почитаю)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Игорь Сергеевич! Очень рада, что мой отзыв вызвал интерес к книге, она достойна внимания!)

      Удалить
  2. Оля, ну ты монстр! летом такие книги читать! Респект тебе от вновь нечитающих чумработниц)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну уж и монстр:)), всё намного проще, Ира. Я - вроде птицелова, книги как-то сами ко мне попадают. Вот "Зулейху" ,к примеру, в гостях у порога подруга в сумку сунула) хотя понимаю, оправдание жалкое))

      Удалить