вторник, 14 апреля 2015 г.

Трагедии Софокла

Завершила чтение трагедий Софокла, прочла не только те, что представлены в книге слева, но и остальные в электронной версии (Филоктет, Трахинянки (Деянира), Электра, Эант (Аякс)- всего их  сохранилось к нашему времени 7., а написано было Софоклом 123 трагедии (по мнению критика Аристофана Византийского).

Общее впечатление - несмотря на минувшие почти 2500 лет человечество в сущности мало изменилось. Все те же страсти овладевают людьми, калечащие судьбы, приводящие к гибели - власть, гордыня, стяжательство, вожделение...Ужасающие поступки героев вызваны не только страстями, но и религиозным невежеством (так, в трагедии "Электра", отец приносит в жертву богам свою юную дочь для того, чтобы подул попутный ветер и флот мог двинуться в поход.) Но и добродетели также мало изменились - родственные чувства, любовь, готовность принести себя в жертву ради близкого человека (в трагедии Антигона главная героиня - девушка Антигона, несмотря на запрет под страхом смертной казни, решает совершить обряд захоронения поруганного тела погибшего брата).

Все трагедии подчинены по структуре канонам древнегреческого театра

"Драматические пьесы — трагедии и комедии — исполнялись актёрами и хором. Число актёров не превышало трёх, поэтому одному и тому же актёру иногда приходилось играть несколько ролей. Женские роли исполнялись мужчинами. Драматические представления были состязаниями, составлявшими обычную принадлежность греческих празднеств. Государство предоставляло в распоряжение авторов пьес актёров и хореографов, стараясь поставить состязающихся авторов в одинаковые условия успеха.

По важности ролей, принимаемых на себя актёрами, и по степени совершенства в игре актёры делились на протагонистов, девтерагонистов и тритагонистов. Наблюдение за представлениями лежало в Афинах на высших должностных лицах — архонтах. Распределение актёров между авторами производилось архонтом с помощью жребия. Архонт выбирал поэтов для состязания, одобрял или не одобрял пьесы. Из государственной казны шло вознаграждение актёров; выбор судей по жребию был также под наблюдением архонта; доставление и содержание хоров составляло государственную повинность (хорегия); записи о составе драматических состязаний и о победителях имели официальный характер; на счет государства чествовались победители.

Представления давались под открытым небом, при дневном свете, в течение 3 или 4 дней. В состязании участвовали три поэта; каждый из трагиков выступал с трилогией или тетралогией, то есть группой пьес, состоявшей из трёх трагедий и одной сатирской драмы; в IV веке до н. э. давались по две и по три трагедии, с сатирской драмой впереди. Участвовавший в состязании поэт был вместе и режиссёром, учителем а в первое время и актёром: ещё Софокл играл в некоторых из своих пьес. На великих Дионисиях, главном из трёх театральных празднеств, были состязания трагиков и комиков; в состав представлений входили 15 пьес: 9 трагедий (по три от каждого автора), три сатирские драмы и три комедии (по одной пьесе от автора)"(Сведения из Википедии).

Софокл любил сталкивать между собой героев с разными жизненными принципами (Креонт и Антигона, Одиссей и Неоптолем и др.) или противопоставлять друг другу людей с одинаковыми взглядами, но с разными характерами — для подчеркивания силы характера одного при его столкновении с другим, слабохарактерным (Антигона и Исмена, Электра и Хрисофемида). Он любит и умеет изображать перепады в настроении героев — переход от высшего накала страстей к состоянию упадка сил, когда человек приходит к горькому осознанию своей слабости и беспомощности. Этот перелом можно наблюдать и у Эдипа в финале трагедии «Царь Эдип», и у Креонта, узнавшего о смерти жены и сына, и у приходящего в сознание Аякса (в трагедии «Аякс»). Для трагедий Софокла характерны редкие по мастерству диалоги, динамичность действия, естественность в развязывании сложных драматических узлов.(Википедия)

Учитывая, что  большинство историков рассматривают культуру Древней Греции как основополагающую культуру западной цивилизации, родину мировой демократии, западной философии, основных принципов архитектуры, скульптуры, поэзии, а также физико-математических наук, искусства театра, Олимпийских игр и т. д., из уважения к этому факту имеет смысл познакомиться поближе с доступными нам памятниками древней цивилизации, в частности - трагедиями Софокла.


Комментариев нет:

Отправить комментарий