суббота, 2 мая 2015 г.

Край обетованный

                   "Опасно, если добро развернется во всю мощь..."
                                                              Харуки Мураками                                                                        "Край обетованный"
 /книга написана в 1998 году, перевод с японского Сергея Логачева/

20 марта 1995 года в подземном метро в г. Токио неизвестными лицами была произведена зариновая атака - распылен смертоносный газ.  В результате следствия было выяснено, что это преступление совершили члены секты "Аум-Синрикё". 

Японский писатель Харуки Мураками два года спустя написал книгу "Подземка", в которой собраны свидетельства родственников и близких тех людей, которые погибли в тот день в результате этой атаки. Как говорит писатель в "Подземке" он намеренно не касался второй стороны - тех, кто совершил преступление, ему хотелось, чтобы "камера оставалась неподвижной", была направлена только в сторону пострадавших, и в "Подземке" организация Аум-Синрикё осталась "чёрным ящиком"
Непосредственные исполнители "зариновой атаки" арестованы, осуждены, при этом главная проблема не решена - почему это стало возможным? И где гарантия. что подобное не повторится? Что происходит в обществе, в образовании, в отношениях, - что заставляет людей уходить в  религиозные секты?
                   В книге "Край обетованный" Харуки Мураками показывает читателю "материал из плоти и крови" - записи его бесед с людьми, которые были членами  секты "Аум - Синрикё" или являлись её членами в момент беседы.
           Простая на первый взгляд книга - диалог-интервью, рассказы людей о своей судьбе, вдруг уводит в такие глубины...относительность понятий "добро и "зло", анализ развития религиозных (и не религиозных) организаций экстремистского толка, духовное одиночество человека в современном обществе и поиск им "края обетованного", метаморфозы, которые происходят с этим "краем обетованным", когда он теряет связь с реальностью, и тяжкие последствия этих изменений. 
                                                                                                        Харуки Мураками, 2005 год.

     В этой книге я нашла мысли о понятии "свобода", которые ранее читала у Антония , митрополита Сурожского в книге "Молитва и жизнь". Все хотят быть свободными, не задумываясь о том, что означает по сути свобода. Но чем более свободен человек, тем больше его ответственность за все, что с ним происходит, куда проще, легче найти некий "обетованный край", Учителя, Гуру и довериться, подчиниться ему с облегчением - "теперь я ни за что не отвечаю", уйти от мирской суеты, от желаний и страстей (и стать рабом).  Вот как говорит один из членов секты:
        "Мои сомнения развеялись. Я получил ответы на все вопросы. Все прояснилось. Будто кто то сказал: «Делай так и будет так». У меня был готов ответ на любой вопрос. ...Даже если что то плохое случается, говорят: «Карма плохая. Ничего не поделаешь», – и все довольны".
          "Вот как члены «Аум» говорят о зариновой атаке: «Это сделали другие. Мы тут ни при чем». 
           Так что "свобода" - это не только вопрос личного выбора, комфорта или дискомфорта, это еще и вопрос безопасности общества в целом.
               "...недавно читал, что где то проводили опрос – выбирали самые любимые слова японцев. Слово «свобода» оказалось на четвертом или пятом месте. Для меня свобода превыше всего, но самыми любимыми словами японцев оказались «терпение» и «старание».
      /Интересно было бы такой опрос провести в нашей стране. А для Вас, читатель, какие слова являются любимыми?/
             
Приведу несколько цитат из книги.

"Бывает опасно разделять добро и зло. Это, мол, зло, а это – добро. В таком случае добро, скажем так, прогонит зло, и станет все равно, что бы добро ни делало. Это страшнее всего. Люди из «Аум Синрикё» наделали столько дел, считая себя на стороне добра. Это совсем не то, что просто вереница злодеяний. 
Я давно об этом слышал. Необходимость убийств во имя зла ничтожно мала. В сравнении с этим подавляющее число убийств – во имя добра. Как и войны тоже. Опасно, если добро развернется во всю свою мощь. Но даже при этом невозможно сказать, что «зло – это хорошо». И в этом проблема."

Интересна предложенная писателем психологическая модель "сюжета" (на мой взгляд - это сходно или = гештальтпсихология).  

         "Если рассуждать чисто с точки зрения повествования, можно сказать, что в плане фабулы «люди все пачкаются, поэтому правильно будет их отмыть» здесь все правильно. В качестве фабулы повествования. Но когда это принимает реальный облик «распыленного зарина», то превращается в очевидное зло. Какую линию можно провести между двумя этими понятиями?"
             "Далее – это моя версия, но вполне возможно, что история, предложенная Асахарой, поглотила его самого. В этом опасность сюжета. Его сила – в способности пойти дальше личности, которая станет жертвой. Случись такое, и потом уже не остановить" 
             «Реальность складывается из хаоса и противоречий, и, если их удалить, то, что останется, уже не будет реальностью. Можно подумать, что, следуя языку и логике, которые, на первый взгляд, представляются весомыми и обоснованными, кусочек реальности все таки удастся исключить, но эта отброшенная действительность непременно будет поджидать вас где то в готовности отомстить».
          "Все мы, в большей или меньшей степени, по возможности хотим разобраться в том, зачем рождаемся, живем на Земле, а потом умираем и исчезаем. И не следует особенно осуждать искреннее стремление найти ответы на эти вопросы. Тем не менее как раз здесь и можно «нажать не ту кнопку», сделать роковую ошибку. Реальность начинает искажаться, и ты вдруг замечаешь, что край обетованный превратился в нечто иное. Это уже совсем не то, чего ты ищешь. Как это у Стрэнда… «Горы – уже не горы, солнце – не солнце».
                   Да, как и пишут об этой книге - спорная, непростая, но на мой взгляд - очень своевременная и сегодня. Очень хочется жить в адекватном обществе. 
     







   
            

2 комментария:

  1. Мне понравился Ваш отзыв, Ольга Анатольевна!
    Как-то несколько лет назад моя дочь была настолько увлечена Мураками, она прочла все-все его произведения, писала даже исследовательскую работу об этом... Вот и взяла я в руки "Норвежский лес"... больше не захотелось знакомиться ни с одним другим. Может быть, я ошибаюсь, стоит попробовать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жанна Витальевна, я пока прочитала только эту книгу и сейчас читаю "Кафка на пляже", поэтому не могу дать в целом оценку со своей точки зрения. "Край обетованный" прочитала с интересом. Сначала показался простоватым язык, потом поняла - это специальный прием. Автор считает, что людям "надо не вещать, а говорить". Для документальной повести вполне нормально, язык не примитивен. В прочитанной книге привлекла даже не гражданская, а активная человеческая позиция автора, - о таких вещах нужно говорить людям, такие книги - своего рода колокол, привлекающий внимание общества к тому, о чем задумываться не хочется (до поры, пока, как говорят русские "жареный петух не клюнет"). Книга не о частном террористическом акте, она о людях, - нормальных, обычных или более того - одаренных, талантливых, которые почему-то не смогли найти ответы на свои вопросы в обществе и ушли в секту. Это и проблемы образования, автор говорит о японском образовании, но тенденции-то в основном везде одинаковые, говорит о том, что нужно воспитывать детей так, чтобы они были "крепче", могли самостоятельно противостоять жизненным трудностям.И эта "крепкость" прежде всего - сила духа и здравый смысл. Ну вот, что смогла - изложила, а решение читать или нет - за Вами.

      Удалить