суббота, 21 февраля 2015 г.

Герман Гессе "Игра в бисер"


   В любом начале волшебство таится,
   Оно нам в помощь, в нем защита наша.


«Игра в бисер» (нем. Das Glasperlenspiel) — последний и главный роман немецко-швейцарского писателя Германа Гессе, над которым он работал с 1931 по 1942 год (книга была закончена 29 апреля 1942 года), это философское эссе, замаскированное под сюрреалистический роман.

Впервые роман опубликован 18 ноября 1943 года в цюрихском издательстве «Фретц и Васмут» (Fretz & Wasmuth) в двух томах. В 1946 году Гессе был награждён Нобелевской премией по литературе, в том числе и за это произведение. (Сведения из Википедии).
Вся книга написана якобы от имени касталийского историка из далекого будущего. Страна Касталия -  выдуманная писателем - страна интеллектуалов — духовной элиты будущего, созданная для развития и сохранения духовных ценностей. Страна, изначальная миссия которой - готовить учителей, преподавателей для "мирских" школ, университетов.
 Студентам - касталийцам предоставляется полная свобода в выборе научных изысканий, неограниченное время для этого, и все условия - им не нужно зарабатывать на хлеб насущный, они обеспечены всем необходимым для жизни, но скромно, именно в пределах необходимости. Касталийцы не могут создавать семью, хотя отношения с женщинами могут иметь, это одно из условий служения, при этом они укрощают половое влечение медитациями. Наибольшее предпочтение среди наук отдается математике и музыке. Изобретение Касталийцев - "Игра в бисер". Игра в бисер, насколько я поняла из описаний автора - своего рода поиск некого общего для науки, музыки, живописи, литературы и т.п. - абсолюта, центра, формулы гармонии.То есть можно взять музыкальную фразу, произведение живописи и какой-нибудь например, закон термодинамики и вывести для них общую формулу гармонии.
Цитата: "Я вдруг понял , что в языке, или хотя бы в духе Игры, всё имеет действительно значение всеобщее, что каждый символ и каждая комбинация символов ведут не туда-то или туда-то, не к определенным примерам, экспериментам и доказательствам, а к центру, к тайне и нутру мира, к изначальному знанию".   С одной стороны похоже на схоластику, с другой - в этом что-то есть, какое-то зерно истины. При этом автор заставляет задуматься - а "для чего все это существует - устремления ученых и художников, их занятия теорией, науками, искусствами? Чему должна служить духовная деятельность, чтобы не превратиться в пустую игру?"(Е.Маркович)

 В книге представлено жизнеописание Йозефа Кнехта, начиная с детского возраста и до конца жизни.  Гессе описывает, как было замечено незаурядное музыкальное дарование ребенка Йозефа, его перевод в элитную школу и далее обучение в Касталии, расцвет его духа и интеллекта, его взаимоотношение с учителями, сверстниками. Интересны приемы обучения в Касталии, описываемые в произведении. Например, такой особый вид сочинения: "Вымышленное, стилистическое упражнение так называемого жизнеописания, т.е вымышленной, перенесенной в любое прошлое автобиографии - задачей учащегося было перенестись в обстановку, культуру, в духовный климат какой-нибудь прошедшей эпохи и придумать себе подходящую жизнь в ней." А для того, чтобы задание выполнить, нужно было хорошо изучить эту эпоху, в деталях. С другой стороны - это и возможность самовыражения, "ведь эти воображаемые прошлые жизни были...картинами желаемого"

Писателю удалось создать очень живой, привлекательный образ незаурядной личности. Тема дружбы, того, как Йозеф Кнехт проявляет себя в дружеских отношениях, ярко звучит на протяжении всего произведения. Со всеми её радостями и сложностями. И как автор рассказывает об этом! В одном из эпизодов, когда главный герой получает высокое назначение, его друг начинает страдать от холодности, отдаленности Йозефа Кнехта, но потом вдруг понимает, как ему сейчас тяжело, какое бремя - это высокое положение - "друг мой сейчас стоит в огне и закаляется".

Еще одна тема - пробуждение, наверное так можно было бы по другому назвать этот роман. 
Пробуждение как очередная ступень развития духа, которая толкает к действиям, нелогичным со стороны общепринятых представлений. Человек, облеченный властью, даже просто каким-то статусом руководителя - это несвободный человек, и чем выше статус, тем сильнее путы обязанностей, ответственности, условностей, тем меньше личного времени, возможности для реализации своих внутренних побуждений. Так было во все времена и так будет. Но герой романа находит в себе силы оставить свое высокое положение - магистра "Игры в бисер", материальные блага и преимущества, и уходит пешком с флейтой в малознакомый ему мир с намерением - учить детей, причем чем младше возраст, тем лучше. 
Финал романа неожиданный, но в то же время, несмотря на трагичность - жизнеутверждающий. То, что автор в завершение романа разместил стихи и прозу, якобы написанные Йозефом Кнехтом, мне напомнило "Доктор Живаго" Бориса Пастернака со стихами Юрия Живаго.("Доктор Живаго" был написан после появления "Игры в бисер")
 Это как подарок читателю. Проза - "три жизнеописания" на мой взгляд просто три готовых, глубоких по содержанию, интересных, захватывающих сценария для экранизации. Возможно, уже существующих? Не знаю.

Книгу "Игра в бисер" читала долго, трудно было преодолеть первые страниц 30, с введением, дальше повествование увлекает, читается легко, образы и взаимоотношения героев живые, много размышлений о жизни и смерти, назначении Учителя, дружбе, музыке, просветленных личностях.Язык - просто великолепный! К сожалению, не знаю, кто перевел на русский язык, читала в электронной версии, там не указано.

Впечатление от книги - светлое, как от  долгой прогулки вдоль берега моря в компании собеседника - близкого друга, рекомендую всем к прочтению!


Стихотворение "Ступени" (из сочинений Йозефа Кнехта)

Цветок сникает, юность быстротечна,

   И на веку людском ступень любая,
   Любая мудрость временна, конечна,
   Любому благу срок отмерен точно.
Так пусть же, зову жизни отвечая,
   Душа легко и весело простится
   С тем, с чем связать себя посмела прочно,
   Пускай не сохнет в косности монашьей!
   В любом начале волшебство таится,
   Оно нам в помощь, в нем защита наша.
Пристанищ не искать, не приживаться,
   Ступенька за ступенькой, без печали,
   Шагать вперед, идти от дали к дали,
   Все шире быть, все выше подниматься!
   Засасывает круг привычек милых,
   Уют покоя полон искушенья.
   Но только тот, кто с места сняться в силах,   
Пускай не сохнет в косности монашьей!
   В любом начале волшебство таится,
   Оно нам в помощь, в нем защита наша.

Комментариев нет:

Отправить комментарий