среда, 21 января 2015 г.

Виктор Франкл "Сказать жизни "Да!"

"Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он"
/"Сказать жизни Да!" Виктор Франкл/
Еще одно название этой книги - "Психолог в концлагере". 
Книга "Сказать жизни да!" автобиографична.
 Её автор, Ви́ктор Эми́ль Франкл (нем. Viktor Emil Frankl; 26 марта 1905, Вена, Австро-Венгрия — 2 сентября 1997, Вена, Австрия) — австрийский психиатр, психолог и невролог, бывший узник нацистского концентрационного лагеря. 
Имея, как высококлассный профессионал, возможность получить визу в США, он не воспользовался этой возможностью, остался, чтобы поддержать престарелых родителей, у которых не было шанса уехать с ним.
25 сентября 1942 г. Франкл, его жена и родители были депортированы в концентрационный лагерь Терезиенштадт. В лагере Франкл встретил доктора Карла Флейшмана, который на тот момент вынашивал план по созданию организации психологической помощи вновь прибывающим заключённым. Организовать выполнение этой задачи он поручил Виктору Франклу, как бывшему психиатру.

В концлагере он провел 3 года, ничего не зная о своих близких. Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, так пишет в предисловии к книге:
"Франкл еще накануне войны в основном завершил разработку своей теории стремления к смыслу как главной движущей силы поведения и развития личности. И в концлагере эта теория получила беспрецедентную проверку жизнью и подтверждение — наибольшие шансы выжить, по наблюдениям Франкла, имели не те, кто отличался наиболее крепким здоровьем, а те, кто отличался наиболее крепким духом, кто имел смысл, ради которого жить. Мало кого можно вспомнить в истории человечества, кто заплатил столь высокую цену за свои убеждения и чьи воззрения подверглись такой жестокой проверке. Виктор Франкл стоит в одном ряду с Сократом и Джордано Бруно, принявшим смерть за истину."

В первых же строчках книги читатель узнает , что  - "это рассказ больше о переживаниях, чем о реальных событиях. Цель книги — раскрыть, показать пережитое миллионами людей. . Это концентрационный лагерь, увиденный «изнутри», с позиции человека, лично испытавшего все, о чем здесь будет рассказано. Причем речь пойдет не о тех глобальных ужасах концлагерей, о которых уже и без того много говорилось (ужасах столь неимоверных, что в них даже не все и не везде поверили), а о тех бесконечных «малых» мучениях, которые заключенный испытывал каждый день. О том, как эта мучительная лагерная повседневность отражалась на душевном состоянии обычного, среднего заключенного."

Читать книгу конечно же не легко, но автор, описывая последовательно все этапы лагерной жизни, начиная от прибытия в лагерь и до момента освобождения, говорит о том, что человек должен в любой ситуации, даже такой ужасной, находить смысл существования, не падать духом, и показывает, как людям удавалось находить душевные ресурсы для этого. Сам он принял отстраненную позицию - наблюдая за своим состоянием как психолог, анализируя свое состояние и душевное состояние  узников, помогал людям мудрым словом. 
Автор рассказывает о "бегстве внутрь себя", о том, как поддерживает человека в такой ситуации память о близких, любовь к ним, желание выжить, чтобы встретиться с ними. 
Цитата из книги - автор говорит о своей любимой жене:

"Я теперь знаю, что человек, у которого нет уже ничего на этом свете, может духовно — пусть на мгновение — обладать самым дорогим для себя — образом того, кого любит. В самой тяжелой из всех мыслимо тяжелых ситуаций, когда уже невозможно выразить себя ни в каком действии, когда единственным остается страдание, — в такой ситуации человек может осуществить себя через воссоздание и созерцание образа того, кого он любит. Впервые в жизни я смог понять, что подразумевают, когда говорят, что ангелы счастливы любовным созерцанием бесконечного Господа...я чувствовал в тот момент истинность слов Песни Песней: «Положи меня, как печать, на сердце твое… ибо крепка, как смерть, любовь»."

Виктор Франкл описывает механизмы выживаемости, приспособления человека к лагерной жизни:
"Уже в Аушвице я сформулировал для себя принцип, правильность которого обнаружилась уже скоро, и ее подтверждали впоследствии большинство моих товарищей: если тебя о чем-то спрашивают, следует отвечать по возможности правдиво, но о том, о чем не спрашивают, лучше молчать. "
и в то же время - сохранения личности:

"...даже в этой ситуации, абсолютно подавляющей как внешне, так и внутренне, возможно сохранить остатки духовной свободы, противопоставить этому давлению свое духовное Я. Кто из переживших концлагерь не мог бы рассказать о людях, которые, идя со всеми в колонне, проходя по баракам, кому-то дарили доброе слово, а с кем-то делились последними крошками хлеба? И пусть таких было немного, их пример подтверждает, что в концлагере можно отнять у человека все, кроме последнего — человеческой свободы, свободы отнестись к обстоятельствам или так, или иначе. И это -«так или иначе» у них было. И каждый день, каждый час в лагере давал тысячу возможностей осуществить этот выбор, отречься или не отречься от того самого сокровенного, что окружающая действительность грозила отнять, — от внутренней свободы"

Далее я привожу цитаты, которые, на мой взгляд, заинтересуют читателей, поскольку по смыслу выходят далеко за рамки описываемой в книге ситуации   (выделение текста - моё)

"В конечном счете выясняется: то, что происходит внутри человека, то, что лагерь из него якобы «делает», — результат внутреннего решения самого человека. В принципе от каждого человека зависит — что, даже под давлением таких страшных обстоятельств, произойдет в лагере с ним, с его духовной, внутренней сутью: превратится ли он в «типичного» лагерника или остается и здесь человеком, сохранит свое человеческое достоинство.
 Достоевский как-то сказал: я боюсь только одного — оказаться недостойным моих мучений."

В том, как человек принимает для себя неизбежную судьбу и вместе с нею все страдания, которые она ему посылает, открывается, даже в самых тяжелых ситуациях и в последние минуты жизни, множество возможностей придать жизни смысл. Это зависит от того, сохранит ли человек силу духа, достоинство и самоотверженность или же в до предела заостренной борьбе за самосохранение утратит свою человечность и полностью превратится в стадное животное, о котором нам напоминает психология узников концлагеря"

"нам, заурядным, обычным «средним» лагерникам, пожалуй, подошло бы высказывание Бисмарка, который однажды заметил, что в жизни — как в кресле у зубного врача: все время кажется, что главное еще будет, а оно уже позади. Перефразируя, можно сказать, что большинство людей в лагере полагали, что все их возможности самоосуществления уже позади, а между тем они только открывались. Ибо от самого человека зависело, во что он превратит свою лагерную жизнь — в прозябание, как у тысяч, или в нравственную победу — как у немногих".

"Мы уже говорили о том, что каждая попытка духовно восстановить, «выпрямить» человека снова и снова убеждала, что это возможно сделать, лишь сориентировав его на какую-то цель в будущем. Девизом всех психотерапевтических и психогигиенических усилий может стать мысль, ярче всего выраженная, пожалуй, в словах Ницше: «У кого есть "Зачем", тот выдержит почти любое "Как"».  
"человек, утративший внутреннюю стойкость, быстро разрушается. Фраза, которой он отклоняет все попытки подбодрить его, типична: «Мне нечего больше ждать от жизни». Что тут скажешь? Как возразишь? Задать вопрос о смысле жизни.

Вся сложность в том, что вопрос о смысле жизни должен быть поставлен иначе. Надо выучить самим и объяснить сомневающимся, что дело не в том, чего мы ждем от жизни, а в том, чего она ждет от нас. Говоря философски, тут необходим своего рода коперниканский переворот: мы должны не спрашивать о смысле жизни, а понять, что этот вопрос обращен к нам — ежедневно и ежечасно жизнь ставит вопросы, и мы должны на них отвечать — не разговорами или размышлениями, а действием, правильным поведением. Ведь жить — в конечном счете значит нести ответственность за правильное выполнение тех задач, которые жизнь ставит перед каждым, за выполнение требований дня и часа". 

"И, наконец, я говорил о нашей жертве — что она в любом случае имеет смысл. Ведь суть жертвы в том, что в этом мире — мире успеха — она не приводит ни к какому результату, будь то жертва ради политической идеи или ради другого человека.
 Религиозные люди легко поймут меня — и это я тоже сказал. Я поведал им историю моего товарища, который в самом начале лагерной жизни заключил «договор» с небесами: пусть любые его страдания и его смерть станут той ценой, которую он платит за то, чтобы смерть любимого человека стала легкой. И для него страдания и смерть перестали быть бессмысленными, они наполнились высоким смыслом"

."...Из всего этого мы можем заключить, что на свете есть две «расы» людей, только две! — люди порядочные и люди непорядочные. Обе эти «расы» распространены повсюду, и ни одна человеческая группа не состоит исключительно из порядочных или исключительно из непорядочных; в этом смысле ни одна группа не обладает «расовой чистотой!» То один, то другой достойный человек попадался даже среди лагерных охранников."

"Мы изучили человека так, как его, вероятно, не изучило ни одно предшествующее поколение. Так что же такое человек? Это существо, которое всегда решает, кто он.

Последняя часть книги - это описание психологического состояния узников после освобождения. Еще цитата, которая заставляет задуматься:

"Человеку, долгое время испытывавшему такое чудовищное психологическое давление, каким было заключение в концлагере, даже после освобождения — и именно из-за внезапности этого освобождения — еще грозит опасность душевного свойства. Это некое психологическое подобие кессонной болезни. Если кессонному рабочему, резко покинувшему свою подводную камеру, грозят телесные расстройства, то у резко освобожденного от психологического давления могут, в известной обстановке, возникать расстройства душевные."

 "Вечером все снова в своей землянке. Люди подходят друг к другу и потихоньку спрашивают: «Ну скажи — ты сегодня радовался?». И тот, к кому обращались, отвечал: «Откровенно говоря — нет». Отвечал смущенно, думая, что он один такой. Но такими были все. Люди разучились радоваться. Оказывается, этому еще предстояло учиться"

В это издание книги -( см. фото ) вошла также и  пьеса «Синхронизация в Биркенвальде», где Виктор Франкл раскрывает свою философию художественными средствами. Читать лучше именно в такой последовательности - сначала "Психолог в концлагере", затем -  «Синхронизация в Биркенвальде», поскольку в пьесе задействованы образы, описанные в книге "Сказать жизни "Да" (2 брата), дана фантастически - философская интерпретация событий с участием Сократа, Спинозы, Канта. 

Надеюсь, что приведенные цитаты заинтересуют тех, кто еще не читал эту книгу. Она достойна внимания.





 



11 комментариев:

  1. Очень интересный и очень глубокий отзыв. Спасибо Вам за Виктора Франкла, я ничего не знала о нём. Только меня смутила цифра: если он родился в 1905 году, в 1942 году ему было 37 лет, а не 27, как Вы написали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, это я что-то насчитала неправильно, промахнулась на 10 лет)) Спасибо, Елена, исправлю. Видимо сработала внутренняя установка, в книге он упоминает возраст своей жены - что-то около 26 лет.

      Удалить
  2. Ольга, согласна с мыслью, что движущей силой человека является смысл, который он вкладывает в свою жизнь. Мои житейские наблюдения давно подтвердили верность философской теории Франкла, что выживает не самый здоровый, а самый сильный духом. Вероятно, и в экстремальных ситуациях эта теория действует. Да, надо иногда читать такие глубокие, тяжелые в эмоциональном плане книги, чтобы встряхнуться, сказать себе: «Посмотри, дружище, в каких обстоятельствах люди находились и выжили, а ты раскисла от какого-то пустяка. Выше нос! Нам есть за что бороться!»
    Большое спасибо за отзыв, за напоминание, что в любых обстоятельствах не нужно забывать, что ты Человек.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо вам, Марина за отклик. Когда читаешь такие произведения, всегда хочется поделиться тем, что задело до глубины души, и очень хорошо, что находятся люди, которым эта мудрость также необходима, как и тебе.

      Удалить
  3. Спасибо за отзыв. Вчера в одном из блогов мне её тоже рекомендовали как вещь, помогающая найти смысл в жизни.

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Ольга! пасибо за знакомство с автором и книгой... Обязательно прочитаю, тронуло всё.

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Анна! Очень рада, что мой отзыв вызвал у Вас интерес к этой книге!

    ОтветитьУдалить
  6. Здравствуйте, Ольга. Спасибо за рассказ о такой сильной книге. Обязательно прочитаю сама и включу в работу. И отзыв Вы написали очень интересно. Приятнопознакомиться с таким талантливым человеком.

    ОтветитьУдалить
  7. Здравствуйте, Людмила! Спасибо большое за отклик, буду рада общению!

    ОтветитьУдалить
  8. Merkur 15c Safety Razor - Barber Pole - Deccasino
    Merkur 바카라 사이트 15C Safety Razor - 도레미시디 출장샵 Merkur - 15C for Barber Pole is the perfect introduction to the ford escape titanium Merkur Safety deccasino Razor. septcasino

    ОтветитьУдалить